Учитель - логопед


Учитель – логопед- Лыжина Юлия Ивановна.
 Учитель – логопед- Гагарина Лариса Геннадьевна.


Составление описательной загадки

о предмете посуды с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотехника  в переводе с греческого - «искусство запоминания».

То есть это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации.

С помощью предоставленной Вам мнемотаблицы предлагаю в домашних условиях повторить пройденный материал. Попросите ребёнка загадать описательную загадку о предмете посуды. Мнемотаблицу следует «читать» слева направо и сверху вниз. Каждый квадрат таблицы соответствует  пункту плана.

План описательной загадки:

1.      О чём загадка./  Я загадаю загадку о предмете посуды.

2.      К какой посуде относится этот предмет./ Этот предмет относится к кухонной посуде.

3.      Какого размера предмет./ Этот предмет  посуды  среднего  размера.

4.      Какого цвета./ Он синего цвета. 

5. Из какого материала изготовлен Предмет?/ Этот предмет изготовлен (сделали) из металла.

6. Какие части есть у этого предмета./ У этого предмета есть: дно, стенки, носик, ручка, крышка с «шишечкой».

6. Для чего предназначен этот предмет?/ Он нужен для того, чтобы кипятить воду.

 

Ответ – кухонный чайник.

 

Данное упражнение формирует у ребёнка дошкольного возраста умение самостоятельно составлять загадку  описательного характера, что пригодится и в школе и в повседневной жизни. А  мнемотаблица  придаст  ребёнку уверенности и чувства самостоятельности.



(Лыжина Юлия Ивановна)



Рекомендации учителя – логопеда
 
 родителям
будущих  первоклассников  по развитию речи.

        Предлагаемые задания помогут развить у ребенка фонематический слух – умение различать на слух все звуки русского языка. Выполняя задания, ребенок научится осознанно употреблять слова в соответствии с контекстом высказывания, согласовывать слова в предложении , образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Развитие связной речи поможет будущему первокласснику пересказывать литературные тексты, составлять рассказы по картинке, ряду сюжетных рисунков, рассказывать истории из собственного опыта, сочинять сказки.
       

Звуковая культура речи
      
В старшем дошкольном возрасте  ребенок должен четко и внятно произносить все звуки родного языка. Его речь должна быть правильной, выразительной, без повторов и ошибок.
Старший дошкольник должен научиться произносить и различать на слух все звуки речи, а также дифференцировать  схожие по звучанию звуки (з – с, ж – ш, б – п и т.д.).
 Перед поступлением в школу  у ребенка должны быть развиты фонематический слух и слуховое внимание, т.к. это является необходимым условием успешного обучения  грамоте
Ребенка нужно учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце слова).

* Прослушай слова. Какой звук встречается в этих словах чаще других?  (Снежинка, жираф, желуди, ножницы, жилет;     мышь, машина, шапка, кувшин, ромашка).

* Прочитай тексты. Какой звук в каждом из них повторяется чаще других?
- Жаворонок кружит над лужайкой. Внизу бежит и журчит ручей.

- Маше купили шапку, шубу и плюшевого мишку.

- Стоял снеговик. Солнце засияло, и он растаял.

- В ящике лежат щипцы. А еще в ящик положили щетку.

*               Продолжи чистоговорки, подбери подходящие к ним слова:

Ба - ба - ба  - из окна торчит … (труба).

Ты - ты - ты  -  сметану съели всю … (коты).

То -  то -  то  -  стали мы играть в … (лото).

Са -  са -  са  -  в лесу бегает … (лиса).

За -  за -  за  -  уходи домой … (коза).

Зу -  зу -  зу  -  моем Катю мы в … (тазу).

Ро - ро -  ро -  весь мусор  соберем мы  в … (ведро).

Ри -  ри -  ри -  на ветке … (снегири).


*               Один звук может изменить смысл сказанного. Послушай предложения и произнеси слова правильно.

   Жучка будку (булку) недоела. Неохота, надоело.

                  Тает снег, течет ручей.
                 На ветвях полно врачей (грачей).

                  Закричал охотник: - Ой!
                Двери (звери) гонятся за мной.

*               Есть слова короткие, а есть длинные. Выбери длинные слова:  пирамида, лук, кот, самовар, дом, самолет, телевизор, автобус, шар, бабочка, дым, ножницы, сок. 


Словарный запас

         К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточный словарный запас, необходимый для того, чтобы ясно излагать свои мысли и понимать речь других людей.
        Ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.
         Ознакомление ребенка с окружающим миром способствует расширению словарного запаса. Необходимо закреплять и поощрять использование ребенком в речи новых слов: названий профессий, техники, материалов, признаков предметов и т.д.
*               Наша речь состоит из множества слов. Все они имеют разное значение. Слова могут обозначать названия предметов (они отвечают на вопросы: кто? что?)   Яблоко, стол, заяц.
*               Слова могут обозначать признаки предметов (они отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?)  Круглый, длинная, холодное.
*               Слова могут обозначать действия предметов (они отвечают на вопросы: что делать? что делает? что сделает? и т.д.).  Летает, плавает, сидит. 

*               Найди в предложениях слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (предметы); какой? какая? какое? какие? (признаки предметов); что делает? (действия предметов).
-   Маленькая рыбка плавает.

                   -   Красивая бабочка летает.

                   -   Светит яркое солнце.

                   -   Летит воздушный змей.
                 
                   -   Играет громкая музыка.

                    -  Маленький  щенок гуляет.

                   -   Дует сильный  ветер.

                   -   Полосатая зебра бежит.


*                   Назови слова, обозначающие действия предметов.

Девочка  стирает.                       Девочка гладит белье.

   Собака лежит.                             Девочка развешивает белье.

   Машина едет.                              Самолет летит.
 
   Корабль плывет.                         Собака бежит.


*                   Догадайся по описанию, о каких предметах идет речь.

Круглый, деревянный, обеденный   ….            (стол).
Пушистая, хитрая, рыжая  …                             (лиса).
Вкусная, ароматная, красная …                        (морковь).
Лесная, колючая, пышная  …                             (ель).


*                   Подбери слова, которые подходят к этому действию. Придумай свои слова.
Прыгает  - заяц, мальчик, лягушка, щенок.
Плавает  -  …
Бегает  - …
Ползает  - …
Кусает  - …
Печет - …
Светит  - …

*                   Скажи, что делают люди этих профессий

Парикмахер – делает прически.
Официант - …
Милиционер - …

Назови профессии.

Строит дома – строитель.
Рисует картины - …
Лечит людей - …
Готовит еду - …

*                   Назови слова, противоположные по значению.

Веселый – грустный.             горячий - …
мягкий - …                           широкий - …
низкое - …                              медленно - …
длинный - …                          толстый - …
             новый - …                            здоровая - …
            большой - …                        темно - … .


*                   Назови одним словом  группы предметов.

-  Футболка, шорты, рубашка, платье, куртка -  одежда.
-  Апельсин, яблоко, банан, груша, лимон  - …
-  Трамвай, автобус, грузовик, мотоцикл -  …
-  Тапки, туфли, сапоги, валенки, сандалии - …
-  Тарелка, ложка, кастрюля, сковорода -  …
-  Шапка, панама, шляпа, берет, кепка - …
-  Стул, шкаф, кровать , кресло, диван, табурет - …


Грамматические навыки.

       Концу старшего дошкольного возраста у ребенка должен сформироваться правильный грамматический строй речи.
        Дошкольник должен научиться:
-  правильно согласовывать слова в предложении;
-  правильно употреблять предлоги, согласовывая их с существительными;
-  пользоваться несклоняемыми  существительными.
-  образовывать новые слова из двух слов (сам летает – самолет, сапоги из резины – резиновые), существительные суффиксами (дорога – дорожка), сравнительную степень прилагательных;
-  составлять простые и сложные предложения.

*                   Закончи предложения, изменяя слово  вода.

Девочка загорает у … .
Кораблик плавает по  … .
             Чайка летает над … .
            Рыбак стоит около … .
             Девочка купается в …  .
            Мальчик выходит из …  .


*                   Подбери предлог к каждому предложению.

             Собака живет  …  (будка).
             Машина стоит  …  (дом).
              Ваза стоит … (стол).
             Таня катается  …  (горка).
              Дерево растет  … (забор).
              Мяч лежит  … (стол)
            Улитка ползет … (лист).

*                   Назови один и много предметов.

Платье  -  платья,                 цветок - … .
дерево  - … .                         груша  - …  .
мяч - … .                                снежинка - … .

*                   Посчитай.

Шляпа – 1 шляпа, 3 шляпы, 5 шляп.
утка -  1 …, 3 … , 5 … .
машина - … .
дерево - …  .
полка  - …  .

*                   Из двух слов образуй новые слова.

Сам летает  – самолет.                 Длинные уши  –  длинноухий.
            Лед колет  – ледокол.                   Темные волосы  -  темноволосый.
            Вода, плавать - …                        Длинный хвост  -  …
            
*                   Один и тот же предмет назови по – разному.

Лиса – лисонька, лисичка.             Звезда - …
Торт – тортик.                                   Вертолет - …
Замок - …                                          Дерево -  …
Гриб - …                                            Платье - …
Ягода - …                                         Солнце - …


*                   Измени слова, образуй новые.

Стул из дерева – деревянный.                Дом из кирпича - …
Кукла из пластмассы - …                        Сапоги из кожи - …
Шарф из шерсти - …                               Кораблик из бумаги - …
Шуба из меха - …                                     Ведро из железа - …
Сок из персиков - …                                Коробка из картона - …
Салат из моркови - …                             Мяч из резины  - …


*                   Слова нужно правильно согласовывать друг с другом.

Новый  -  шарф, стол, дом …
Новое  -  платье, пальто …
Новая   -  шапка, книга, машина …
Новые  - сапоги, туфли, перчатки …

Стоял -  стол, мальчик, чайник …
Стояла  - лампа, девочка, береза …
Стояло -  дерево, колесо, ведро …
Стояли  - лыжи, валенки, чашки ….

*                   Слова в предложении нужно правильно согласовывать между собой.
- Курица, цыплята, много, у.
- Новый, лежать, в, кукла, коробка..
- Опадать, деревья, осень, с, листья.
- Жить, волк, лес, в, густой.
- Полки, игрушки, стоять, много.
- Шишки, красивый, на, висеть, елка.
- Двор, во, сегодня, дети, горка, строить.


Связная речь.

     К моменту поступления в школу у ребенка должна быть хорошо развита связная речь.
                 Ребенок должен обладать следующими речевыми навыками:
   - хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их;
  - уметь самостоятельно, выразительно и без повторов пересказывать 
  литературный текст;

  - уметьсоставлять рассказы о предметах самостоятельно или по плану,
    предложенному взрослым;

  - уметь составлять рассказы по картинке или по серии сюжетных картин;

  - уметь составлять небольшие рассказы из своей жизни, придумывать
            фантастические рассказы и сказки.

*                   Сравни  между собой предметы. Скажи, чем они похожи и чем отличаются друг от друга: яблоко и груша, ролики и коньки, грузовой и легковой  автомобили.

*                   Придумай предложения к картинкам.

*                   Закончи предложения.
                    -  Повар взял кастрюлю и …
                    -  Когда кот спал, к нему подкрались мыши и …
                    -  Дети надели теплую одежду и …
                    -  Дети смастерили скворечник и …
                    -  Дети нашли под елкой ежика и …

*                   Придумай  рассказ по картинкам.

*                   Рассмотри картинку и придумай к ней вопросы.

*                   Придумай интересный рассказ по этой картинке так, чтобы в нем были слова: девочка, школа, щенок, трава, скулил, погладила, пожалела.

*                   Послушай рассказ. Постарайся его пересказать.

      Саша давно просил маму, чтобы она подарила ему щенка. И вот в квартире появился маленький пушистый комочек. Саша сказал, что назовет щенка Тишкой, будет воспитывать  и дрессировать его. Саша дал Тишке молока, а потом стал играть  с ним.


*         Послушай начало историй. Как ты думаешь, что произошло дальше?
               
         -  Дети были в лесу. Вдруг слышат: возле елочки кто – то шуршит.
             Там  ежик! …

         -  Стали дети играть в жмурки. Завязали Саше глаза платочком
             и разбежались  в разные стороны …

         -  За забором росли яблоки. Полез Коля на забор. Увидел это
             садовник …


                Этот комплекс заданий и упражнений по развитию речи
      поможет  эффективно  подготовить старшего дошкольника к
      успешному обучению в  школе.  Занимайтесь со своими детьми
      систематически и последовательно.  Наиболее эффективны
     ежедневные занятия продолжительностью 20 – 30 минут
      в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. 
                Во время занятий создайте доброжелательную
    творческую  атмосферу. Чаще хвалите  ребенка за старание,
    поддерживайте его  интерес к обучению!