Составление описательной загадки
о
предмете посуды с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотехника в переводе с греческого
- «искусство запоминания».
То есть это
система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и
воспроизведение информации.
С помощью предоставленной Вам мнемотаблицы предлагаю
в домашних условиях повторить пройденный материал. Попросите ребёнка загадать
описательную загадку о предмете посуды. Мнемотаблицу следует «читать» слева
направо и сверху вниз. Каждый квадрат таблицы соответствует пункту плана.
План
описательной загадки:
1. О чём загадка./ Я загадаю загадку о предмете посуды.
2. К какой посуде относится этот
предмет./ Этот предмет относится к кухонной посуде.
3.
Какого размера предмет./ Этот предмет
посуды среднего размера.
4.
Какого цвета./ Он синего цвета.
5. Из какого материала изготовлен Предмет?/ Этот
предмет изготовлен (сделали) из металла.
6. Какие части есть у этого предмета./
У этого предмета есть: дно, стенки, носик, ручка, крышка с «шишечкой».
6. Для чего предназначен этот предмет?/ Он нужен для
того, чтобы кипятить воду.
Ответ – кухонный чайник.
Данное упражнение формирует у ребёнка дошкольного
возраста умение самостоятельно составлять загадку описательного характера, что пригодится и в
школе и в повседневной жизни. А мнемотаблица придаст
ребёнку уверенности и чувства самостоятельности.
( Лыжина Юлия Ивановна)
Рекомендации учителя – логопеда
родителям
будущих
первоклассников по развитию речи.
Предлагаемые
задания помогут развить у ребенка фонематический слух – умение различать на
слух все звуки русского языка. Выполняя задания, ребенок научится осознанно
употреблять слова в соответствии с контекстом высказывания, согласовывать слова
в предложении , образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Развитие связной речи поможет будущему первокласснику пересказывать
литературные тексты, составлять рассказы по картинке, ряду сюжетных рисунков,
рассказывать истории из собственного опыта, сочинять сказки.
Звуковая культура речи
В
старшем дошкольном возрасте ребенок
должен четко и внятно произносить все звуки родного языка. Его речь должна быть
правильной, выразительной, без повторов и ошибок.
Старший
дошкольник должен научиться произносить и различать на слух все звуки речи, а
также дифференцировать схожие по
звучанию звуки (з – с, ж – ш, б – п и т.д.).
Перед поступлением в школу у ребенка должны быть развиты фонематический
слух и слуховое внимание, т.к. это является необходимым условием успешного
обучения грамоте
Ребенка
нужно учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком
в предложении, определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце
слова).
Прослушай слова. Какой звук встречается в этих словах
чаще других? (Снежинка, жираф,
желуди, ножницы, жилет;
мышь, машина, шапка, кувшин, ромашка).
Прочитай тексты. Какой звук в каждом из них
повторяется чаще других?
-
Жаворонок кружит над лужайкой. Внизу бежит и журчит ручей.
-
Маше купили шапку, шубу и плюшевого мишку.
-
Стоял снеговик. Солнце засияло, и он растаял.
-
В ящике лежат щипцы. А еще в ящик положили щетку.
Продолжи чистоговорки,
подбери подходящие к ним слова:
Ба
- ба - ба - из окна торчит … (труба).
Ты
- ты - ты - сметану съели всю … (коты).
То
- то - то - стали мы играть в … (лото).
Са
- са - са - в лесу бегает … (лиса).
За
- за -
за - уходи домой … (коза).
Зу
- зу -
зу - моем Катю мы в … (тазу).
Ро
- ро - ро - весь мусор
соберем мы в … (ведро).
Ри
- ри -
ри - на ветке … (снегири).
Один звук может
изменить смысл сказанного. Послушай предложения и произнеси слова правильно.
Жучка
будку (булку) недоела. Неохота, надоело.
Тает
снег, течет ручей.
На
ветвях полно врачей (грачей).
Закричал
охотник: - Ой!
Двери (звери) гонятся за мной.
Есть слова
короткие, а есть длинные. Выбери длинные слова: пирамида,
лук, кот, самовар, дом, самолет, телевизор, автобус, шар, бабочка, дым,
ножницы, сок.
Словарный запас
К моменту поступления в школу ребенок
должен иметь достаточный словарный запас, необходимый для того, чтобы ясно
излагать свои мысли и понимать речь других людей.
Ребенок должен уметь: правильно
использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; использовать в своей
речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.
Ознакомление ребенка с окружающим
миром способствует расширению словарного запаса. Необходимо закреплять и
поощрять использование ребенком в речи новых слов: названий профессий, техники,
материалов, признаков предметов и т.д.
Наша речь состоит
из множества слов. Все они имеют разное значение. Слова могут обозначать
названия предметов (они отвечают на вопросы: кто? что?) Яблоко, стол, заяц.
Слова могут
обозначать признаки предметов (они отвечают на вопросы: какой? какая? какое?
какие?) Круглый, длинная, холодное.
Слова могут
обозначать действия предметов (они отвечают на вопросы: что делать? что делает?
что сделает? и т.д.). Летает, плавает,
сидит.
Найди в
предложениях слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (предметы); какой? какая?
какое? какие? (признаки предметов); что делает? (действия предметов).
- Маленькая
рыбка плавает.
- Красивая бабочка летает.
- Светит яркое солнце.
- Летит воздушный змей.
- Играет громкая музыка.
- Маленький
щенок гуляет.
- Дует сильный
ветер.
- Полосатая зебра бежит.
Назови слова,
обозначающие действия предметов.
Девочка
стирает. Девочка гладит белье.
Собака лежит. Девочка развешивает белье.
Машина
едет.
Самолет летит.
Корабль плывет. Собака бежит.
Догадайся по
описанию, о каких предметах идет речь.
Круглый,
деревянный, обеденный …. (стол).
Пушистая,
хитрая, рыжая … (лиса).
Вкусная,
ароматная, красная …
(морковь).
Лесная,
колючая, пышная … (ель).
Подбери слова,
которые подходят к этому действию. Придумай свои слова.
Прыгает - заяц,
мальчик, лягушка, щенок.
Плавает - …
Бегает - …
Ползает - …
Кусает - …
Печет - …
Светит - …
Скажи, что делают
люди этих профессий
Парикмахер
– делает прически.
Официант
- …
Милиционер
- …
Назови
профессии.
Строит
дома – строитель.
Рисует
картины - …
Лечит
людей - …
Готовит
еду - …
Назови слова,
противоположные по значению.
Веселый – грустный. горячий
- …
мягкий
- … широкий - …
низкое - … медленно
- …
длинный - … толстый
- …
новый - … здоровая - …
большой - … темно - … .
Назови одним
словом группы предметов.
- Футболка, шорты, рубашка, платье, куртка
- одежда.
- Апельсин, яблоко, банан, груша, лимон - …
- Трамвай, автобус, грузовик, мотоцикл - …
- Тапки, туфли, сапоги, валенки, сандалии - …
- Тарелка, ложка, кастрюля, сковорода - …
- Шапка, панама, шляпа, берет, кепка - …
- Стул, шкаф, кровать , кресло, диван, табурет
- …
Грамматические навыки.
Концу старшего дошкольного возраста у ребенка должен сформироваться
правильный грамматический строй речи.
Дошкольник должен научиться:
- правильно согласовывать слова в предложении;
- правильно употреблять предлоги, согласовывая
их с существительными;
- пользоваться несклоняемыми существительными.
- образовывать новые слова из двух слов (сам
летает – самолет, сапоги из резины – резиновые), существительные суффиксами
(дорога – дорожка), сравнительную степень прилагательных;
- составлять простые и сложные предложения.
Закончи
предложения, изменяя слово вода.
Девочка
загорает у … .
Кораблик
плавает по … .
Чайка летает над … .
Рыбак стоит около … .
Девочка купается в … .
Мальчик выходит из … .
Подбери предлог к
каждому предложению.
Собака живет …
(будка).
Машина стоит …
(дом).
Ваза стоит … (стол).
Таня катается …
(горка).
Дерево растет
… (забор).
Мяч лежит
… (стол)
Улитка ползет … (лист).
Назови один и
много предметов.
Платье - платья, цветок
- … .
дерево - … . груша - … .
мяч - … . снежинка
- … .
Посчитай.
Шляпа – 1 шляпа, 3 шляпы, 5 шляп.
утка - 1 …, 3 …
, 5 … .
машина - … .
дерево - … .
полка - … .
Из двух слов
образуй новые слова.
Сам летает –
самолет. Длинные уши – длинноухий.
Лед
колет – ледокол. Темные
волосы -
темноволосый.
Вода,
плавать - … Длинный хвост
- …
Один и тот же
предмет назови по – разному.
Лиса – лисонька, лисичка. Звезда - …
Торт – тортик. Вертолет - …
Замок - … Дерево - …
Гриб - … Платье - …
Ягода - … Солнце - …
Измени слова,
образуй новые.
Стул из дерева – деревянный. Дом из кирпича - …
Кукла из пластмассы - … Сапоги из кожи - …
Шарф из шерсти - … Кораблик
из бумаги - …
Шуба из меха - … Ведро
из железа - …
Сок из персиков - … Коробка
из картона - …
Салат из моркови - … Мяч
из резины - …
Слова нужно
правильно согласовывать друг с другом.
Новый
-
шарф, стол, дом …
Новое -
платье, пальто …
Новая - шапка,
книга, машина …
Новые - сапоги, туфли, перчатки …
Стоял
- стол, мальчик, чайник …
Стояла - лампа, девочка, береза …
Стояло
- дерево, колесо, ведро …
Стояли - лыжи, валенки, чашки ….
Слова в
предложении нужно правильно согласовывать между собой.
-
Курица, цыплята, много, у.
-
Новый, лежать, в, кукла, коробка..
-
Опадать, деревья, осень, с, листья.
-
Жить, волк, лес, в, густой.
-
Полки, игрушки, стоять, много.
-
Шишки, красивый, на, висеть, елка.
-
Двор, во, сегодня, дети, горка, строить.
Связная речь.
К моменту поступления в школу у ребенка
должна быть хорошо развита связная речь.
Ребенок
должен обладать следующими речевыми навыками:
- хорошо владеть диалогической и
монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их;
- уметь самостоятельно, выразительно и без
повторов пересказывать
литературный текст;
-
уметьсоставлять рассказы о предметах самостоятельно или по плану,
предложенному
взрослым;
- уметь
составлять рассказы по картинке или по серии сюжетных картин;
- уметь составлять небольшие рассказы из
своей жизни, придумывать
фантастические рассказы и сказки.
Сравни между собой предметы. Скажи, чем они похожи и
чем отличаются друг от друга: яблоко и груша, ролики и коньки, грузовой и
легковой автомобили.
Придумай
предложения к картинкам.
Закончи
предложения.
- Повар взял кастрюлю и …
- Когда кот спал, к нему подкрались мыши и …
- Дети надели теплую одежду и …
- Дети смастерили скворечник и …
- Дети нашли под елкой ежика и …
Придумай рассказ по картинкам.
Рассмотри
картинку и придумай к ней вопросы.
Придумай
интересный рассказ по этой картинке так, чтобы в нем были слова: девочка, школа, щенок, трава, скулил,
погладила, пожалела.
Послушай рассказ.
Постарайся его пересказать.
Саша давно
просил маму, чтобы она подарила ему щенка. И вот в квартире появился маленький
пушистый комочек. Саша сказал, что назовет щенка Тишкой, будет воспитывать и дрессировать его. Саша дал Тишке молока, а
потом стал играть с ним.
Послушай начало
историй. Как ты думаешь, что произошло дальше?
- Дети
были в лесу. Вдруг слышат: возле елочки кто – то шуршит.
Там
ежик! …
- Стали
дети играть в жмурки. Завязали Саше глаза платочком
и разбежались
в разные стороны …
- За
забором росли яблоки. Полез Коля на забор. Увидел это
садовник …
Этот комплекс заданий и
упражнений по развитию речи
поможет эффективно
подготовить старшего дошкольника к
успешному
обучению в школе. Занимайтесь со своими детьми
систематически и последовательно. Наиболее эффективны
ежедневные занятия продолжительностью 20 –
30 минут
в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка.
Во время занятий создайте доброжелательную
творческую атмосферу. Чаще
хвалите ребенка за старание,
поддерживайте его интерес к
обучению!
о предмете посуды с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотехника в переводе с греческого
- «искусство запоминания».
То есть это
система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и
воспроизведение информации.
С помощью предоставленной Вам мнемотаблицы предлагаю
в домашних условиях повторить пройденный материал. Попросите ребёнка загадать
описательную загадку о предмете посуды. Мнемотаблицу следует «читать» слева
направо и сверху вниз. Каждый квадрат таблицы соответствует пункту плана.
План
описательной загадки:
1. О чём загадка./ Я загадаю загадку о предмете посуды.
2. К какой посуде относится этот
предмет./ Этот предмет относится к кухонной посуде.
3.
Какого размера предмет./ Этот предмет
посуды среднего размера.
4.
Какого цвета./ Он синего цвета.
5. Из какого материала изготовлен Предмет?/ Этот
предмет изготовлен (сделали) из металла.
6. Какие части есть у этого предмета./
У этого предмета есть: дно, стенки, носик, ручка, крышка с «шишечкой».
6. Для чего предназначен этот предмет?/ Он нужен для
того, чтобы кипятить воду.
Ответ – кухонный чайник.
Данное упражнение формирует у ребёнка дошкольного
возраста умение самостоятельно составлять загадку описательного характера, что пригодится и в
школе и в повседневной жизни. А мнемотаблица придаст
ребёнку уверенности и чувства самостоятельности.
Рекомендации учителя – логопеда